Писатели-юбиляры - март 2019 года

Юрий Карлович Олеша - 120 лет со дня рождения

Юрий Карлович Олеша (3 марта 1899 - 10 мая 1960) родился в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.
В 1902 году его семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».
Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды.
В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М.Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели.
В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение – роман-сказку "Три толстяка", посвятив его своей жене О.Г.Суок.
Публикация в журнале «Красная новь» романа "Зависть" (1927) вызвала полемику в печати.
В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М.Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда.
В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – Мейерхольд, Д.Святополк-Мирский, В.Стенич, И.Бабель, В.Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи  "Ни дня без строчки".
В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д.
Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.

Сирано де Бержерак - 400 лет со дня рождения

Савиньен де Сирано (6 марта 1619 — 28 июля 1655) родился в семье адвоката-дворянина, провел детство в небольшом поместье Бержерак. Следуя распространенному обычаю, его название к своей фамилии. Учился в Коллеж-де-Бове при Парижском университете, где прославился не столько успехами в учебе, сколько виртуозным владением шпагой и участием в многочисленных дуэлях. В 1637 году, закончив коллеж, поступил гвардейцем-солдатом в действующую армию в разгар Тридцатилетней войны. Отчаянный драчун, постоянно участвовал в самых жестких и кровавых схватках. Получил одно за другим два тяжелых ранения: в 1639 г. при осаде Музона был ранен мушкетной пулей навылет. Через год под Аррасом ему проткнули шею шпагой, от чего он полностью не смог оправился. 

В 1645 де Бержерак вышел в отставку и вернулся в Париж, где со свойственной ему энергией занялся математическими науками и философией, слушал лекции знаменитого Пьера Гассенди и общался с автором «Города солнца» Томмазо Кампанеллой. Поддерживал мистико-пантеистическое учение Джордано Бруно, увлекался каббалой и астрологией. В эти же годы начал писать, упражнялся в прозе и в бурлескной поэзии. Под влиянием материалистической философии сочинил первые в истории научно-фантастические романы, так называемые отчеты о вымышленных путешествиях «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца». 

В 1648 году, в начале Фронды поддержал заговорщиков, сочинял стихи и письма-памфлеты, высмеивающие людские пороки, духовенство, политику первого министра Франции. Но быстро разобравшись в интриге, перешел на сторону кардинала Мазарини. У него появился покровитель в лице герцога д’Арпажона, к которому переехал жить во дворец. В 1654-55 гг. выходят печатные книги «Разные произведения господина де Бержерака», включающая комедию «Одураченный педант» и 47 писем, а также трагедия «Смерть Агриппины» (запрещённая Церковью по обвинению в атеизме). В последние 14 месяцев продолжал работать, однако во время одного из переездов был похищен сундук с его рукописями. Среди них были новые фантастические сочинения «История Искры» (исчезло бесследно) и «Государства и Империи Солнца». 

Франция забыла о Сирано де Бержераке почти на 200 лет. Только в 1830-х гг. о нем вспомнили писатели-романтики, ему посвятили свои эссе Шарль Нордье и Теофиль Готье. В середине века были переизданы его сочинения, он вошел в моду и как философ, и как литератор. Но настоящую славу и бессмертие принесла поэту пьеса Эдмона Ростана.